История - Храм Пухово

Перейти к контенту

Главное меню:

История

Пуховская церковь святого Георгия Победоносца построена на земле склона Эгида,
это древнее слово означает «защита, покровительство».
1207г.- образовано первое поселение, которое получило своё название из-за  лежащего в округе крупного камня, именуемого как Орлец. Камень имел темно - розовый, местами красный цвет, известный поселенцам как красный кварц. Названное поселение «Орлец» находилось в 1,5 км к югу от нынешней церкви на склоне Дуняшкиного поля.
Будущий вид храма
В 1211г. на реке Дон (в то время река носила название «Танаис»)  была разгромлена и обращена в бегство на восток остаточная армия монголо-татар. Они и сожгли поселение Орлец. В этом же году поселенцы Орлеца переселились на склон другого оврага «Дереза» и построили новый посёлок. Он получил название  Роборово. От нынешней церкви посёлок находился в пределах 2 км.  Во время нашествия  хана Батыя поселение Роборово снова было сожжено дотла. Неподалёку находилось поселение Низы, не подвергшееся разорению. Жители Роборово построили себе новые избы и обосновались там.
1237г. - нашествие на Русь с целью свержения Русской государственности - сожжения Москвы, убийства московского князя и его вельмож-бояр было предпринято конной, хорошо вооружённой армией монголо-татар, набранной (в разрушенном монголами) древнем городе Дербент (Дагестан) из числа отъявленных убийц и головорезов. Предводителем этой армии был молодой хвастливый Хан Угедзю. Хан хвалился перед другими опытными и бывалыми в сражениях, что быстро и без потерь своих воинов по раннему утру овладеет Русью. Хан Угедзю повторял, что  «его армию никто не может остановить, тем более победить в бою». Предводитель обещал своим наёмникам радостную сладкую жизнь: много богатства, красавиц, успех и почёт каждому.  Армия Хана вышла ещё из пылающего в огне г Дербента и достигла реки Дон. Зная о надвигающейся беде, к броду переправы прибывали русские воины-сотники, присланные из крепости Рязань. Они организовали  на переправе брода реки Дон, нынешнего г. Лиски хорошо подготовленную скрытую засаду. Войны и местное ополчение остановили численно превосходящую армию Хана, которую во время битвы разделили на два крыла.  Монголо-татары стремились вырваться из цепких рук русских и, оседлав коней, уходили вместе с военачальником Турганом на юг по раннее пройденной утром дороге, которую считали безопасной. Местное боевое ополчение донских казаков под крики, свисты и улюлюканье гнали татар в сторону засадного полка. Он находился в лесном массиве «Калыннык».  Засадный полк состоял из местного ополчения под предводительством орлецкого атамана Николая Зуб и отрядов сотников - лучников. Когда армия бегущих наёмников достигла леса, Николай Зуб вышел из леса и преградил бегущим наёмникам путь. Завязался бой, где остатки вражеской армии были полностью разбиты. Поле, на котором происходил бой, впоследствии стало называться «Полем Скорби». После битвы русских тяжело раненных воинов находили родственники и санитары. Их уносили в низовья яра, где был раскинут полевой лечебный лазарет. Место было выбрано из-за того, что  в овраге били родники с водой, которая содержала элементы серебра. Погибших русских воинов похоронили на поле битвы в двух общих могилах. Сотников отдельно от воинов местного ополчения. Так на поле появились рядом два насыпных кургана, которые простояли до 1947года. (В 1947 году они были срезаны по  решению председателя колхоза (Кондраткова К. Д.) из-за того, что мешали севу зерновых и уборке урожая.) К приходу осени родственники тяжелораненых участников битвы стали строить избы, где выхаживали раненных.  Место лечебного лазарета стали называть «Низок». Вскоре образовался посёлок, который был назван деревней Низы. Она находилось в пределах одного километра от нынешней церкви.
В 1860 году в Низах был выстроен большой двухпридельный храм. Главный придел был освящен во имя великомученика Георгия Победоносца, второй - во имя святителей московских, митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа.

В 1874г.  барин Пухов, проводивший прокладку железной дороги на юг,  купил землю у местного помещика села Низы, которое стало называться «имение Пухово».
В 1890г. имение стало официально называться селом Пухово.

В 1893г.  земли села Пухово купил основной арендатор, он же первый торговый предприниматель Урывский Василий Климентьевич. На очередной сходке крестьян Урывский В.К. разрешил всем желающим  переселяться из оврага на равнинную местность и дома строить около церкви святого Георгия Победоносца и железнодорожной линии, где будет открыта остановочная платформа. Впервые предприниматель  разрешил свободно уезжать жителям села в другие местности и города. Василий Клементьевич осуществлял контроль правильного заселения близлежащих земель, выделял крестьянам наделы земли, формировал строительство села, которое просматривается хорошо и сегодня. На сходке крестьян путём голосования был утверждён герб села Пухово, разработчиком которого был лично Урывский В. К. Он построил две ветряные мукомольные мельницы. Герб наносился краской (трафаретом) вместе с рекламной надписью на небольшие матерчатые холщёвые сумки с ручками в которые фасовалась  мука. Сумки сверху были зашиты, чтобы мука не могла высыпаться. Такие сумки весом 5,10,15,25 кг поставлялись в продуктовые магазины городов, где пользовались спросом у населения. Поставляемые в магазины сумки с мукой, раскупались быстро покупателями. Мука несла прибыль хозяйству. Мука производилась на двух мельницах села Пухово, одна из которых впоследствии была сдана в аренду зажиточному крестьянину.
Теперь все крестьяне только села Пухово получали еженедельную заработную рублевую плату за свой труд, большую чем в городе и все работники назывались рабочими.
Все сумки с мукой имели изображение Пуховского герба, также старого герба села Низы с изображением зверя-птицы, которого называли «Ящинка». Это животное по ночам кричало произнося звуки: «Ящи-у-ю-ю, фитъ, фить, фить»
В 1954 году был разрушен храм, в руинах организовали колхозный склад.
В 2012 году останки храма возвращены Русской Православной церкви.
3 - клумбы для цветов. Их стены были исполнены из красного прочного небьющегося кирпича, высотой 25 см. Верующие и служители церкви эти клумбы с яркими красочными цветами именовали как : «Сила четырех коней», которые имели подобную форму.
4 - навесы над входами в церковь, храм имели серебряное покрытие-защиту от атмосферных осадков (размером 2*4,5 м). Двери из дерева с двумя створками, окованные. По периметру створчатых дверей закреплялась декоративная орнаментальная чеканка из красной меди. На створках дверей имелись кольца диаметром где-то 17 см., а также 3-х мм бронзовые пластины из светлой бронзы, на которых были выгравированы какие-то рисунки (видимо из жизни святого Георгия). Навес упирался на две вертикальные круглые стойки из дерева с качественной резьбой с названием «Канат». Нижняя часть стойки упиралась эллипсные хорошо отполированные тумбы высотой где-то 1,2-1,5 м в диаметре 40- 50см.,предположительно из камня «Полевой пшат». У входа с улицы возвышался порог (ширина Зм, длина 5,5м), стремя лестничными ступенями, с овально закруглёнными краями. Такие же три ступени находились внутри храма. На возвышающихся с улицы порогах вверху была уложена светло желтых тонов половая плитка с орнаментом, по периметру лежала светло коричневая плитка с каким-то простым, но красивым греческим орнаментом. Четыре окна в храме были глухими, видимо, изнутри заложенные после строительства кирпичом. На их месте изнутри камень на высоте 2х метров на серо-светлом фоне изумруд проходил цветной с листьями винограда красочный растительный волнообразный орнамент по всему внутреннему периметру храма. Вверху от орнаментов были закреплены портреты святых.
5 - навес центральный. Вход с запада в церковь был обустроен с улицы также(см. пункт 4)
6 - колокольня. Позолота верхнего купола имела большую форму и больший размер покрытия.
7 - храм. Позолота верхнего купола имела большую по размеру и по форме площадь покрытия.
8 - имелись на всех входах в церковь святого Георгия Победоносца, три прямоугольные чеканки с изображением святого, который поражает змея.
9 - алтарь. Позолота купола с символом.
10 – три входные двери двухстворчатые, окованные с закреплённой чеканкой, кольцами, гравированными бронзовыми пластинками.
11 - стойки, поддерживающие навесы, перед входными дверьми были разные.
12 – все шесть каменных тумб имели в нижней своей части металлические крепящие штыри, а вверху тумбы имелись углубления для деревянных резных стоек, которые также крепились штырями.
13 - колокольня. Второй купол- покрытие осеребренное.
14 - храм. Большой купол- покрытие осеребренное.

Иконостас, который был в церкви святого Георгия Победоносца, был заказан дьяконом и оплачен первым торговым предпринимателем Урывским В.К. После установки иконостаса в церкви во время из одной праздничной службы, служитель храма вручил в качестве дара Урывскому В.К., за его участие оказания бескорыстных пожертвований приносимых даров в храм, небольшую резную копию размером 30*40 см необычную икону, а также красочный рисунок (акварель) 14*18 см наклеенную на деревянную основу, обрамленного в рамку - святого.
Информация была предоставлена:
Урывским Иваном Михайловичем (г.Казань)
Урывским Василием Михайловичем (с.Пухово)


 
Copyright 2015. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню